Николай Валентинович Бородич вспоминает, что его мать, 1929 года рождения, рассказывала, что в лесу возле села Хайсы расстреливали евреев. Их привозили из лагеря, который находился поблизости. И было это именно до войны.
– Людей на грузовиках возили на расстрел. А расстрелы происходили в течение двух лет, в 1937 и 1938 годах, – передаёт он слова матери.
Николай Валентинович считает, что его мать могла слышать об этих расстрелах от своей матери, Анны Тихоненко, 1914 года рождения. Сам Николай Валентинович родился в 1958 году. Ссылаясь на слова матери и бабушки, он категорически отрицает утверждения о том, что массовые убийства в лесу возле Хайсов были совершены немцами во время оккупации.
Еврейское население довоенного Витебска было очень большим. Известно, что многие евреи стали жертвами сталинских репрессий. Не исключено, что отсюда и версия жителей села о том, что «евреев расстреливали» в лесу возле Хайсов.
Однако старожилы всегда подчеркивают, что расстрелы происходили в довоенный период, и что палачи не были нацистскими захватчиками, как во время Второй мировой войны. Но именно жертвами фашизма местные власти назвали тех, чьи останки были найдены в лесу недалеко от Хайсов в 2014 году. После работы специального поискового батальона собранные кости были даже захоронены на братском кладбище возле станции Лужесно, т.е. как убитых во время прошлой войны, а не в довоенные годы.